Алый ветер

Санкт-Петербург готовится к одному из самых красивых событий в жизни Северной столицы — празднику выпускников «Алые паруса». Это шоу навеяно мотивами одноименной повести-феерии Александра Грина. Оно хорошо известно за рубежом, его рекомендуют к посещению турфирмы европейских стран. В этом году шоу отмечает 50-летие. Первый сказочный выпускной состоялся в 1968 году. Мероприятие проводилось 11 лет подряд, а затем традиция прервалась. Ее возродили в 2005 году совместными усилиями городских властей, акционерного банка «Россия» и «Пятого канала».

Вечером в субботу, 23 июня, вчерашние школьники соберутся на набережной Невы, чтобы увидеть концерт и пиротехническое шоу. Ключевое событие праздника — появление в акватории реки корабля под алыми парусами. Судно медленно, под салют и музыку проплывет перед собравшимися, а молодежь будет делать селфи, снимать парусник на камеру, загадывать желания.

За прошедшие десятилетия по Неве под алыми парусами ходили немецкая, бермудская и российская шхуны, польский и российский фрегаты. Последние годы роль сказочного галиота «Секрет» исполняет шведский бриг Tre Kronor at Stockholm («Три короны»). В этом году он снова станет главным символом шоу.

В отличие от гриновского «Секрета» у «Трех корон» не три, а две мачты. А вот размеры судна почти соответствуют крупному галиоту: бриг имеет длину 35 м, ширину 8,25 м, осадку 3,3 м. Он деревянный, был построен в 2005 году по чертежам шведского брига 1857 года, который состоял на службе королевских ВМС.

Бриг создавали как учебное судно для интернациональной команды моряков. Строили корабль на пожертвования благотворителей разных стран. Сейчас он плавает в водах Балтийского моря, регулярно отправляется в международные экологические экспедиции.

80% времени «Три короны» ходят под парусами. Их у брига 16 общей площадью 700 кв. м, но он может передвигаться и без них — судно оснащено двигателем. В этом году такое его качество особенно важно из-за чрезвычайно ветреной погоды — скорость ветра достигает 20 м/с. Бриг уже вошел в акваторию Невы и встал на якорь около Петровской набережной. В понедельник команда поменяла рабочие паруса на алые, но пока их невозможно поднять из-за ветра.

— Мы постоянно начеку, я не сплю уже которую ночь, — рассказал «Известиям» капитан брига Аллан Палмер. — Надеюсь, что погода изменится. Маневрирование в узкой воде Невы между мостами довольно опасно в такую погоду.

В сам праздник серьезных проблем с погодой никогда не было, рассказал «Известиям» капитан-координатор мероприятия Сергей Тимошков. Каждый раз к выпускному ветер стихал, и удавалось поднять все паруса.

Он пояснил, что подготовка мероприятия сложна, так как на реке мало места для маневра. При этом действия всех участников должны быть слаженными, чтобы удержать эмоции зрителей на высоком уровне.

— На морском флоте временные нормы для маневров составляют десятки минут. У нас же всё делается с точностью до секунды, — отметил Сергей Тимошков.

Выбор шведского брига на роль «Секрета» российский капитан объяснил высоким профессионализмом зарубежной команды, красотой судна и его соответствием описанию в повести.

паруса

Один из самых первых праздников — «Алые паруса» 1969 года. Впервые их провели в 1968-м: в течение нескольких лет к нему присоединялось всё больше ленинградских школ — это был первый опыт проведения общегородского праздника выпускников не только в Ленинграде, но и в СССР

Фото: ТАСС/Серго Григорьяни/Сергей Смольский

паруса

Кадр из классического советского фильма по повести Александра Грина «Алые паруса» — лента вышла на экраны в 1961 году, и именно ее популярность в 1960-е помогла выбрать и название, и всю концепцию праздника, которые не меняются уже много лет

Фото: РИА Новости/Марк Редькин

паруса

«Алые паруса» проходили ежегодно и становились всё более массовыми, пока в 1980-х праздник не запретили. Формально — из соображений безопасности. На фото: один из последних праздников того времени — Ленинград, 1978 год

Фото: ТАСС/Белинский Юрий

паруса

Возродить традицию решили спустя больше 20 лет. Идея принадлежала банку «Россия», который сегодня является генеральным спонсором праздника, инициативу поддержали и в администрации Петербурга. В 2005 году в акватории Невы вновь появился корабль под алыми парусами — в тот раз на эту роль выбрали фрегат «Штандарт», точную копию парусника петровской эпохи

Фото: ТАСС/Игорь Акимов

паруса

Уже в 2007 году праздник выпускников в Петербурге установил европейский рекорд — его посетило около 1 млн человек

Фото: РИА Новости/Сергей Ермохин

паруса

Выпускники 2011 года на празднике «Алые паруса»

Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

паруса

Корабль по-прежнему остается главным героем праздника — с 2009 года роль брига из повести Александра Грина исполняет шведский парусник «Тре Крунур» (на фото). В 2010 году он стал официальным бригом «Алых парусов»

Фото: РИА Новости/Константин Чалабов

паруса

Акватория Невы в этом районе — крайне сложная для навигации. Место не только узкое, но и известно непредсказуемой розой ветров. Одна ошибка команды — и парусник может сесть на мель, задеть берег или один из мостов

Фото: Depositphotos

паруса

С 2014 года праздник проходит под девизом «Вместе с Россией». Тогда же, в 2014-м, посмотреть на «Алые паруса» впервые приехали выпускники из Крыма

Фото: ТАСС/Антон Ваганов

паруса

Само мероприятие теперь состоит из двух частей: начинается оно традиционно с большого концерта на Дворцовой площади с участием известных российских музыкантов и уже затем продолжается феерией на воде

Фото: Depositphotos

паруса

Ежегодно в «Алых парусах» принимает участие около 80 тыс. выпускников. Посмотреть на праздник приходит до 3 млн зрителей — еще около 13 млн человек наблюдает за телевизионной трансляцией

Фото: ТАСС/Сергей Петров

— Мы рассмотрели много вариантов, но «Три короны» подошли больше всего. Ведь была поставлена очень непростая задача — найти небольшой корабль, который был бы на ходу и мог выполнять маневры под парусами. Для статичной картинки подошли бы и наши большие парусники, — объяснил он.

Аллан Палмер рассказал «Известиям», что для его команды «Алые паруса» — одно из самых важных событий навигационного года «Трех корон».

— Лично для меня это всегда тяжелая работа, особенно в такой день, как сегодня. Сегодня очень ветрено и якорь не держится на месте. Думаю, сейчас самый тяжелый ветер за всё время. Но при этом работать интересно и весело, — сказал он.

Аллан Палмер поделился, что до участия в «Алых парусах» не слышал о повести Грина. Но после первого мероприятия прочитал с интересом.

— Я читал «Алые паруса» на шведском и надеюсь, что перевод был хороший. Это особенная книга, — отметил он.

По словам капитана, с Артуром Греем он себя не ассоциирует — его жизнь не так романтична. Но он верит в мечту.

— Это одна из важнейших вещей в жизни — верить во что-то, ставить цели и достигать их. Если есть надежда, жизнь будет к тебе добра. Для тех, кто окончил школу и будет здесь отмечать выпускной в субботу, очень важно верить в будущее. И это фантастическое ощущение — давать людям надежду, — заключил он. 

Поделиться:

Подпишитесь и получайте новости первыми

ВКонтакте

Почта

Яндекс.Дзен

А также читайте «Известия» в Яндекс Новостях

Источник: izvestia.ru

Читайте также:

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

*